Информация о заместительной терапии

 "ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ВРЕДА"

История движения "снижения вреда берет свое начало в середине 80-х годов и неразрывно связана с началом эпохи эпидемии ВИЧ /СПИДа среди потребителей инъекционных наркотиков в США, Западной Европе и других странах.

Были выработаны базисные принципы "программ снижения вреда":

За основу деятельности программ снижения вреда был взят лозунг: не всегда требуется снижение потребления наркотиков для снижения вреда.

В начале 90-х годов проблема наркомании и ВИЧ инфекции стала актуальной для всех стран Восточной Европы и России.

Начиная с 1996 года, в России начался процесс распространения ВИЧ-инфекции среди потребителей наркотиков. В 2003 году общее число инфицированных превысило 256 тысяч. Среди вновь зарегистрированных около 76% составляли наркоманы, из них 70-80% молодежь в возрасте до 29 лет.

Первый проект "снижения вреда" начал осуществляться в России в 1996 году в городе Ярославль. Он финансировался "Международной программой развития снижения вреда". В 1997 году в Санкт-Петербурге был открыт первый мобильный пункт обмена шприцев и был поддержан международной организацией "Врачи Мира". В том же году в России началась реализация комплексной программы "Профилактика ВИЧ-инфекции среди потребителей внутривенных наркотиков". Она была разработана Фондом Сореса, Министерством Здравоохранения РФ и международной Организацией "Врачи без границ"

Региональные программы осуществляются на базе СПИД-центров, в настоящее время более 80.

Основные направления деятельности - это аутрич-работа и обмен шприцев.

Аутрич-работа - это донесение проф. информации до потребителей наркотиков в тех местах, где они обычно собираются точки продажи наркотиков, наркопритоны, квартиры наркоманов, учебные заведения, наркологические и инфекционные больницы. Аутрич-работа сопровождается консультированием по медицинским, социальным и правовым вопросам, выдачей направлений в медицинские и социальные учреждения.

Программа обмена игл и шприцев - это профилактическая программа, обеспечивающая простой доступ к стерильным иглам и шприцам для наркоманов. Обмен шприцев сопровождается консультированием по вопросам поддержания здоровья и снижения вреда от потребления наркотиков.

Помимо потребителей наркотиков, проекты снижения вреда работают и с другими группами, подверженными высокому риску инфицирования ВИЧ:

Еще одно направление "Программ снижения вреда" - адвокация. Это обеспечение поддержки этих программ со стороны властных структур и широкой общественности. На самом деле это выглядит как продвижение товара, а основной товар - это заместительная терапия

Таким образом, создается впечатление, что это попытка всеми силами помочь человеку, страдающему наркоманией, оставаться таковым на протяжении максимально длительного времени.

Программы заместительной терапии (ЗТ) направлены на то, чтобы человека, зависимого от наркотиков, главным образом от героина и других опиатов, перевести на употребление заместительных, также наркотических препаратов. Если человек не может или не хочет перестать употреблять наркотики и избавиться от наркотической зависимости, ему предоставляется возможность употреблять препараты этого же ряда, но под контролем специально подготовленного врача. Основной лозунг такой: "несмотря на то, что зависимость у человека сохраняется, сокращается риск заражения ВИЧ инфекцией". Кроме того, приверженцы этой программы продолжают утверждать, что заместительные препараты не причиняют вреда здоровью потребителей или причиняют в меньшей степени, чем при злоупотреблении "уличными" наркотиками.

На самом деле все обстоит иначе. По всем этим вопросам заинтересованные лица или постоянно что-то недоговаривают, или просто открыто обманывают общественность. И продолжают шаг за шагом продвигать на территорию России такую, по сути, смертельную опасность, как метадон.

В настоящее время метадон отнесен к наркотикам опийной группы, включен в Перечень 1 единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.

Еще один вопрос - финансовый. На обеспечение метадоновой программы для одного больного в год в России необходимо около 5 тысяч долларов. Кто будет платить фармацевтическим компаниям, упорно продвигающим метадон в Россию. Это будут семьи наркоманов и тогда их надо спросить: согласны ли они на пожизненную оплату пагубного пристрастия своих детей. Если же это будет финансирование из государственного бюджета и официально распространяемый наркотик в местах лишения свободы и медучреждениях никогда не решит проблему наркомании в России, а только ее усугубит.

Вместе с тем сторонники легализации ссылаются на "Декларацию прав человека", в 4 статье которой утверждается "Свобода заключается в возможности делать все, что не вредит окружающим", умалчивая, что вокруг потребителя наркотиков создается целый преступный мир, опасный для всех граждан. Говоря о легализации наркотиков в ключе проблем демократии прав и свобод человека, полезно понять также о какой части общества мы говорим. И если это только групповые интересы незначительной части общества, то нелогично подчинять им общество, которое в целом отвергает жизнь с наркотиками и не приемлет этот путь. Кроме того, простой здравый смысл подсказывает, что "право на получение удовольствия" от наркотиков не может серьезно рассматриваться как конституционное право. В противном случае надо признать, что все общество выбрало такой стиль жизни и готово платить за все издержки своего выбора. Печальный опыт ряда стран, раскрепостивших наркотики, является той ошибкой, на которой в интересах безопасности нации другие должны учиться.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

I. Маскируясь под защиту прав и свобод употребляющих наркотические вещества, на самом деле программы "снижения вреда" проводят антигуманную и циничную политику геноцида народов. Результат ее действия налицо. За время ее существования и активного проведения наркотизация обществ, нарастает и увеличивается количество ВИЧ-инфицированных;

П. В связи с отмеченными многолетними неудачными попытками снижения немедицинского употребления наркотиков и невозможностью решения других, связанных с этим явлением проблем, какие-либо заявления о доказанной эффективности программ в предотвращении распространения СПИДа и сужения спектра нанесенного психоактивными веществами вреда представляются неадекватными и лишенными всяких оснований.

Вышеизложенное диктует необходимость этической, моральной и юридической оценки обществом деятельности программ "снижения вреда".

Подготовлено ОМВП Регионального управления