Как бороться с неформальной занятостью?

Легализация заработной платы - актуальная тема! 

 

В настоящее время легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы и создание условий для своевременной ее выплаты остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.

Проблема «теневой» заработной платы - одна из актуальных и острых по всей стране. Под теневой заработной платой подразумевается выплата работникам, не учитываемая при налогообложении, – это заработная плата, выдаваемая в «конвертах» или промышленными и продовольственными товарами. Значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть заработной платы выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах, либо выплачивают полностью в конвертах.

Сокрытие сумм реально выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями суммы страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд, ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объеме. «Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищенности наемных работников. Распространено явление, когда работодатели используют труд наемных работников без оформления трудовых договоров, тем самым работодатель лишает своих сотрудников заслуженного пенсионного обеспечения. А сами граждане, соглашаясь с такой формой расчетов за труд, лишают себя, в свою очередь, возможности оплаты больничных листов и других видов пособий и в перспективе могут рассчитывать только на минимальные пенсии, т.к. при начислении любых выплат учитываются только официальные данные, представленные работодателями.

В частности, у такого работника не идет трудовой стаж, в том числе льготный трудовой стаж, который необходим для ряда категорий работников для досрочного получения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, т.к. он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Работник лишается гарантированного минимального размера оплаты труда: работодатель может платить столько, сколько он захочет.

Легализация налоговой базы по начислению и удержанию с заработной платы и отражение в бухгалтерских и налоговых документах сумм фактически выплачиваемой заработной платы работникам – это возможность получить в полном объеме помощь по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит, налоговый кредит при приобретении квартиры в ипотеку, получении платного образования и платных медицинских услуг, а также достойную пенсию в дальнейшем.

Необходимо отметить, что при любом варианте «серых трудовых отношений» и, как следствие, выплаты зарплаты «в конверте» возникает проблема следующего рода: с одной стороны работнику платят, как правило, достаточно большую заработную плату, при этом с неё не уплачиваются налоги, различные взносы в фонды обязательного социального страхования, т.е. фактически у работника «в кармане» должно оставаться больше денег. Однако работник, работая в условиях «серой схемы трудовых отношений» остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, так как для этого требуются свидетельские показания, однако, далеко не всегда действующие работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.

Вызывает вопросы и денежно-налоговая составляющая трудовых отношений. Записав в договор полную сумму вознаграждения, предприятие автоматически обязано заплатить  страховые взносы в пенсионный фонд и иные внебюджетные фонды. И работодатель начинает думать: вычесть эти деньги из зарплаты сотрудника или записать на собственные убытки? При стольких трудностях вменяемый руководитель вряд ли пойдет на полную легализацию трудовых отношений, а значит, кодекс останется на бумаге, а зарплата - в конверте.

Напоминаем гражданам, что по вопросам нарушения трудовых прав (задолженность по выплате заработной платы, работа без заключения трудового договора, выплата заработной платы ниже минимальной  и другое) Вы можете обратиться в ГКУ КК ЦЗН Приморско-Ахтарского  района по телефону  8(86143) 31979 или прийти на консультацию по адресу: г. Приморско-Ахтарск, ул. Братская, д. 72.


Как бороться с неформальной занятостью?

Что такое серая зарплата? Иногда работник устраивается на предприятие на какую-нибудь ни о чем не говорящую должность с каким-нибудь минимальным окладом, но при этом выполняет, например, совершенно иные функции, чем указанные в его должностной инструкции, и за это ежемесячно получает к своей официальной, проходящей по документам зарплате некоторую солидную (или не очень) сумму наличными без каких-либо записей и ведомостей на руки. Это и есть серая зарплата.

Что такое черная заработная плата? С целью снижения налоговой нагрузки многие работодатели предпочитают нанимать работников без официального оформления: с ними не заключают трудовой договор, им ничего не пишут в трудовые книжки (даже если трудовая книжка работника по просьбе работодателя принесена и хранится на предприятии). Разумеется, заработная плата выплачивается в конверте. Сумма такой зарплаты может быть самой разной: от минимальной до действительно хорошей по рынку вакансий.

Чем опасна неофициальная заработная плата? Соглашаясь на зарплату в конверте, работник предприятия рискует следующим: недоплаченными отпускными и социальными выплатами; маленькой пенсией вследствие мизерных отчислений при серой зарплате в Пенсионный фонд; прочими недоплатами, которые гарантирует трудовое законодательство при выплате официальной зарплаты. Те же работники, которые согласились получать черную зарплату, рискуют еще больше. Как правило, такие выплаты не включают в себя ни оплату отпуска, ни оплату больничного листа или отпуска по беременности и родам. К тому же, если работодателю вдруг что-нибудь не понравится, он вполне может уволить работника без выходного пособия и без выплаты зарплаты за отработанный период. Или же в любой момент может просто перестать платить работнику вовсе.

Что за собой влечет неофициальная работа? Как уже упоминалось выше, в первую очередь работник рискует недополучить всех положенных ему по государственным гарантиям выплат либо вообще остаться без денег, если выплачивавший черную зарплату работодатель по каким-либо причинам решит перестать ее выплачивать. Но помимо этого работник, получавший неофициальные выплаты, попадает в категорию уклоняющихся от уплаты налогов, а это уже уголовная ответственность (в тех случаях, когда сумма уклонения выходит солидной). Поэтому, соглашаясь на черную или серую зарплату, стоит трижды подумать, стоит ли оно того.

ПАМЯТКА

о мерах административной ответственности работодателей за нарушение норм трудового законодательства, в том числе в части неоформления (либо ненадлежащего оформления)

трудовых отношений с работником

С 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), предусматривает следующие меры административного наказания.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части минимального размера оплаты труда, сроков выплаты заработной платы, формы оплаты труда и других положений трудового законодательства (за исключением нарушений, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ и в ст. 5.27.1 КоАП РФ), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ совершение вышеуказанных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,

- влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административных правонарушений, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, -

влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ с 3 октября 2016 года статья 5.27 КоАП РФ будет изложена в новой редакции с целью усиления мер ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так, совершение административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа

на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Совершение административных правонарушений, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа

на граждан в размере пяти тысяч рублей;

на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Одновременно информируем о том, что в соответствии со статьями 353, 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами (на территории Краснодарского края - Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае).